К художнику Куанышу Базаргалиеву я позвонил не вовремя: в это время они вместе с супругой делали монументальную роспись «Ожидание» на стене одной из алматинских пятиэтажек.
«Давай позже?» - «Давай».
Мы знакомы с Куанышем Базаргалиевым давно, и его творчество мне кажется эклектичным: в разные периоды он писал картины в стиле примитивизма, беспредметности, использовал необычные сочетания материалов – от знамени до шурупов. А еще рисовал столы, стулья. Все это, впрочем, не снижало мой интерес к его работам. Даже наоборот, подогревало: чего еще от него ждать?
«Я не считаю, что мое творчество можно назвать эклектичным. Потому что эклектика это когда в одной работе намешено несколько стилей. Да, я в разное время работал в разных техниках и стилях, но я всегда делал только то, что мне было интересно и то, что мне хотелось делать. Для меня очень важно понимание самого себя, своего роста, внутренние изменения», - говорит К.Базаргалиев.
Базаргалиев родился в Актобе, окончил художественно-промышленное училище российском городе Сафоново Смоленской области по специальности «Декоратор-оформитель», потом художественно-графический факультет Актюбинского университета им. Жубанова. Лауреат Первой премии Центрально-Азиатского фестиваля «Жигер-99».
«Я начинал, как живописец. Но сейчас меня интересуют другие материалы – те же гвозди, шурупы, фанера, дерево. Мне скучно работать в одном стиле, направлении. Меня часто спрашивают: как можно «обозвать» твое творчество? Но я против всяческих границ, рамок, обозначений, клише и штампов. Я отшучиваюсь. Говорю, что друзья меня называют КуБа (от имени и фамилии), а значит, я кубист», - продолжил Куаныш Базаргалиев.
Да, он ратует за современное искусство, хотя ни разу не назвал себя современным художником публично. На самом деле, считает он, сейчас в мире нет иного искусства, кроме современного – такова реальность.
На рубеже 2012-2013 годов Базаргалиев осуществил необычный проект, сочетающий в себе собственно живопись и текст. Антиутопия «Когда все люди казахскими» о том, что после всемирного потопа, вследствие которого ушла под воду большая часть суши Земли, Казахстан стал прибежищем для уцелевшего человечества. И всё становится казахским: от языка, традиций до черт лица людей.
«Меня спрашивают: что было придумано раньше: текст или картины в проекте «Когда все люди были казахские». На самом деле это было для меня прекрасное время в плане творчества, когда я одновременно работал над картинами и писал текст, и все произошло очень быстро: за месяц или за два я организовал это. И мне было очень хорошо, весело, мы прикалывались. Это был конец 2012 – начало 2013 года. Это прекрасные ощущения, когда ты делаешь правильные вещи, двигаешься в нужном направлении», - говорит художник.
Он рассказывает, что проект «Когда все люди были казахские» задумывался им так: он пишет картины, а профессиональный автор пишет текст. Он рассказал о своей затее своему другу писателю и журналисту Тимуру Нусимбекову и предложил, чтобы тот сел за письмо.
«Он выслушал меня и говорит: «Ты это должен написать сам! Это же не литература, а часть художественного проекта». Сначала я писал в тетрадке, на коленке, можно сказать. Перечеркивал, переделывал. Потом стал делать заметки на гаджете. И все сложилось – сначала со скрипом, а потом пошло-поехало. За два-три дня я все это написал. В голове все это у меня было, оставалось только материализовать мысли в слова. Я особо даже не заморачивался», - вспоминает Базаргалиев.
Зимой 2013 года выставка «Когда все были казахскими» с успехом прошла в Алматы. Зрители, мягко говоря, были удивлены, увидев портреты Джорджа Вашингтона, Альбрехта Дюрера, Людовика XIV, Генриха VIII и других известных исторических личностей, изображенных с характерными азиатскими чертами лица.
Своеобразным продолжением стал другой проект под названием «Все флаги будут в гости к нам», который также продолжил тему «кошкармуйизма». «Кошкар муйиз» - традиционный казахский орнамент, напомним.
«Этот узнаваемый казахский орнамент я предлагаю в качестве символа нашего государства, поэтому и поместил его на флаги разных государств. Тем самым я как бы показываю, как органично этот орнамент смотрелся бы на нашем флаге, гербе, других государственных символах. Мы воспринимаем «Кошкар муйиз», как орнамент, а могли бы воспринимать, как символ нашей нации. Это как инь и янь у корейцев, как звезда Давида у евреев. И у нас есть наш, казахский знак, который, к сожалению, используется лишь как декоративный орнамент.
Кстати, эти работы были экспонированы на Водно-зеленом бульваре Астаны в рамках международной выставки ЭКСПО-2017.
Будучи в гостях у Куаныша Базаргалиева, я стал свидетелем создания новой работы, в которой использованы бархатное полотнище (как оказалось, флаг советских времен) и… шурупы.
«Советский флаг я нашел на даче: грязный, запачканный, на нем было мышиное гнездо. Он весь был в мышином помете. И, в общем, я его вычистил, выстирал, подштопал, «подлечил». Он оказался очень тяжелым и большим, пришлось его разрезать надвое. Это знамя лежало у меня несколько лет, и я, честно говоря, не знал, что с ним делать», - говорит Куаныш.
Однажды художника осенило: на основе этого знамени можно сделать нечто необычное и мощное по силе восприятия.
«Ну не красить же его! Я понял, что нужно из серебряных шурупов сделать «Кошкар муйиз» на этом знамени. Я не знаю, как я к этому пришел. Эта работа выражает мое отношение к советскому прошлому. Надо сказать, негативное отношение», - признается он.
Супруга Куаныша Базаргалиева – известный художник Сауле Сулейменова. И мне всегда было любопытно: есть ли между ними творческая ревность, конкуренция.
«Два дня назад мы с Сауле закончили настенную роспись по ее картине 2008 года «Ожидание». Эту роспись мы сделали в Алматы по улице Сейфуллина. Дней шесть работали. Мы уже лет 20 работаем в одной мастерской спина к спине, что называется. И, конечно, постоянно, друг другу подсказываем, спорим, критикуем, поддерживаем. Безусловно, ее творчество влияет на мое, а мое – на ее, я надеюсь. Часто люди удивляются, что мы два совершенно разных художника в одной мастерской трудимся. Как, мол так? Но у нее свой взгляд на искусство, у меня свой. Но мы дополняем друг друга. Кто-то сказал: «Любовь – это не когда смотришь друг на друга, а когда смотришь в одном направлении». Наверное, мы с Сауле смотрим в одном направлении», - Это снова К.Базаргалиев.
Работы Куаныша Базаргалиев представлены практически во всех музеях Казахстана, его картины есть в частных коллекциях. Продавались они и через престижный английский аукционный дом «Christie's».
В 2010 году в Лондоне состоялась выставка казахстанского музея им. Кастеева и 25 работ из частной коллекции.
Рассказывает Куаныш Базаргалиев, участник этой экспозиции:
«В 2010 году в Алматы приезжали представители «Christie's», прошел благотворительный аукцион. Это был важный и полезный опыт. Сначала хотели, чтобы я был во фраке, а моя супруга Сауле в вечернем платье, но мы засопротивлялись. Сауле была в коктейльном платье, а я просто в черном костюме с черным галстуком. Без всяких бабочек. Это было и прикольно и волнительно. Все в аукционном доме «Christie's»: старый вахтер, охранники, библиотекари были удивлены, поскольку они привыкли, что в этих стенах продают работы мертвых художников, а тут мы. Они с таким удовольствием с нами знакомились. Нам было от этого хорошо».
Что ждать в ближайшее время от тебя, спрашиваю собеседника.
«Чего от меня ждать в ближайшее время? Не знаю… Я, как и прежде, буду делать то, что мне интересно, буду продолжать работать, буду продолжать искать. Я считаю, что искусство – это как спорт: надо много физической силы, преодоления. В то же время, искусство – это как наука, нужно постоянно думать, делать открытия. Это очень интересная деятельность, и я ею буду продолжать заниматься», - резюмировал Куаныш Базаргалиев.